Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Хорошо известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании основ физического и психического здоровья ребенка. За это время происходит интенсивное развитие органов и формирование всех систем и функций детского организма, улучшается нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка с целью овладения новыми формами деятельности.
В современной обстановке все меньше и меньше встречается абсолютно здоровых детей, такая ситуация связанна с ухудшением экологии, с ухудшением социальной обстановки, с возрастающими нагрузками на детей и т.д. Стоит отметить, что наблюдается и рост детей с различными речевыми расстройствами, в том числе у детей с общим недоразвитием речи. У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Такая форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Дополнительные трудности в овладении речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Полноценное физическое развитие является неотъемлемым условием для формирования речи ребенка. Важнейшую роль в становлении речевой функции играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторная сфера, тем менее уязвима его речь.
В связи с этим возникает необходимость своевременного преодоления не только речевых нарушений, но коррекции психомоторного развития дошкольников с общим недоразвитием речи, что подразумевает разработку и систематизацию методического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ДОУ в осуществлении коррекционно-педагогической работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить особенности нарушений моторных функции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования моторных функций у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: характеристика моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы формирования моторных функций у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: развитие моторных функций тесно связано с речевой моторикой; как следствие – у детей с общим недоразвитием речи имеются нарушения и в той, и в другой сфере.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
3. Математические: обработка эмпирических данных.
Теоретической основой исследования послужили:
- Особенности проявления ОНР достаточно содержательно раскрыты в научных исследованиях Р. Е. Левиной, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой, С. А. Мироновой, С. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой и др.
- Теория тесной связи функций речи и моторной сферы ребенка В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой.
- Исследования в области психомоторного развития детей с ОНР А.В. Антаковой-Фоминой, Е.И. Исениной, М.М. Кольцовой.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по формированию моторных функций у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием.
База исследования:
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего… источников, приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Безбородова, М. А. Методики диагностики психомоторного развития школьников и дошкольников [Текст] : учебное пособие / Безбородова М. А. ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет". - Москва : МПГУ, 2019. - 67 с.
2) Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н. А. Бернштейн ; Акад. мед. наук СССР. - Москва : Медицина, 1966. - 349 с.
3) Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук : игры и упражнения / С. Е. Большакова. - 2-е изд., испр. - Москва : Сфера, 2014. – 63 с.
4) Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: Учебник / Л. С. Волкова. – М.: Знание, 2010. – 215 с.
5) Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-пресс, 1999. – 533 с.
6) Диагностика и коррекция фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников : учебно-методическое пособие : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / [Г. Р. Шашкина, Т. Б. Уварова, В. Е. Агаева и др.] ; под редакцией Г. Р. Шашкиной. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 298 с.
7) Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] : [книга для логопедов : учебное пособие] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : Литур, 2011. – 316 с.
8) Запорожец, А. В. Психология действия : Избр. психол. тр. / А.В. Запорожец. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2000. – 731 с.
9) Левина, Р.Е. Основы теории логопедии [Текст]: Учеб. Пособие для учителей / Р.Е. Левина. – М.: Альянс, 2013. – 367 с.
10) Логопедия : учеб. для студентов вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. – Москва : ВЛАДОС,2006. – 703 с.
11) Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. Вузов /под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: — М.: ВЛАДОС, 2003.
12) Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии) [Текст]/ Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Питер, 2001. – 190 с.
13) Мастюкова, Е. М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. Для логопеда [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2005. – 320 с.
14) Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.
15) Приходько О.Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи О.Г. Приходько // Специальное образование. - 2010. - №3. - С.82-87.
16) Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга : попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы : с биографией И. М. Сеченова / И. М. Сеченов. - Изд. 2-е, стер. - Москва : URSS, 2007. – 123 с.
17) Филичева, Т.Е. Логопедическая работа в специальном детском саду [Текст] / Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева. – М. : Оникс, 2012.– 279 с.
18) Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. / Т. Б. Филичева – М.,2000. – 314 с.
19) Филичева Т. Б., Чиркина Г.А, Чевелёва Н.А. . Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. А. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
20) Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.—— 103 с.